Семейная пасека Донские Избищи
Липецкая обл. Лебедянский р-н. село Донские Избищи - экологически чистый район
Ядовитые растения всегда привлекали к себе внимание. А если это растение новое, - к нему повышенный интерес. C деревом, которое по латыни именуется Robinia pseudoacacia, связано много путаницы, мифов и заблуждений. Начать с того, что у нас нет до сих пор общеупотребимого правильного названия этого дерева, хотя оно появилось на территории России уже несколько столетий назад. Его называют и ложной акацией и псевдоакацией и просто робинией, а чаще всего белой акацией - хотя это название совершенно неправильное, поскольку к акациям оно не имеет никакого отношения. Robinia pseudoacacia (будем называть её все же самым распространенным именем: белая акация), была завезена в Европу из Вирджинии в семнадцатом веке и высажена в знаменитом "Jardindes Plantes" придворным ботаником Людовика XIII Робином, в честь кого, собственно, и получила впоследствии свое научное название. Робиния, весьма обильно встречается и теперь в широколиственных лесах и предгорьях востока и средней части Северной Америки. Обычно это довольно крупное дерево, достигающее 25 - 30 метров высоты, с развесистой, многоярусной, рыхлой кроной, угловатыми ветками, с толстой, растрескивающейся глубокими бороздами корой и колючими побегами. Хотя во многих источниках побеги, почему – то, описываются, как гладкие. Листья крупные, - до 30 - 40 сантиметров длинной, - перистые, с небольшими (2- 3 сантиметра) листочками яйцевидной формы. Цветы, которые появляются в середине или в конце мая, имеют форму длинных белых поникающих соцветий с желтоватым пятном у основания паруса. Белая акация первоклассный мощный медонос. С одного крупного дерева пчёлы могут собрать до 8 килограммов нектара, который превратится потом в редкий по своим свойствам, некристаллизующийся, прозрачный с желтовато - зеленоватым оттенком ароматный мёд.
В вопросе о том, когда белая акация появилась в России тоже разноголосица. Но она легко объяснима: в собственно России белая акация прижилась действительно, только в начале XIX века, но на тех южных и юго – западных территориях, которые в XVIII веке стали российскими, она росла уже с начала или середины этого века. Белую акацию первоначально использовали только в качестве декоративного дерева для парков и аллей.Впоследствии, обнаружив у нее множество полезных особенностей, нашли ей утилитарное применение: для укрепления грунта и профилактики эрозии стали обсаживать ею обочины дорог, дамбы, железнодорожные насыпи, склоны оврагов. Мощная, разветвленная корневая система, способность, благодаря симбиозу с азот - продуцирующими бактериями быстро развиваться на самых бедных почвах, экспансивность, токсичные вещества, выделяемые в почву корнями белой акации обеспечивают ей подавляющее преимущество перед деревьями – конкурентами, растущими по соседству. В теплых климатических зонах, при достаточном освещении, на легких, сухих почвах белая акация может распространяться как сорняк, представляя существенную угрозу сложившейся экосистеме.
Соцветия белой акации (Flos Robiniae) являются официнальным медицинским сырьем во многих странах. Соцветия целиком собирают во время полного цветения дерева. Затем их следует быстро высушить в затенённом хорошо проветриваемом месте при температуре не выше 40 градусов, чтобы не допустить ферментации. Из основных действующих веществ, найденных в соцветиях белой акации, стоит отметить флавоноиды (среди них робинин и акациин), биозиды (в том числе биокверцетин), эфирные масла, органические кислоты, сахара, минеральные соли. Есть небольшое количество водорастворимых витаминов, красителей и дубильных веществ.
Вытяжки и настои из соцветий белой акации применяются как мочегонные, желчегонные, успокаивающие и противосудорожные средства. Рекомендуются они чаще всего при заболеваниях почек, сопровождающихся отеками и снижением диуреза. Для лечения мочекаменной болезни применяются лекарственные смеси в состав которых входят помимо цветов белой акации толокнянка, листья березы, золотарник и чистотел.
В народной медицине настой из соцветий белой акации находит применение в лечении ревматических заболеваний, в качестве желчегонного и спазмолитического средства, а также как общеукрепляющее и отхаркивающее средство. Вопреки часто высказываемым опасениям, препараты из соцветий можно применять безбоязно в рекомендуемых дозах. То есть не более чем по полстакана настоя за полчаса до еды три раза в день. Сам настой готовится из расчета: три – четыре столовых ложки высушенных соцветий на пол - литра кипятка. А вот с домашними препаратами из корней, коры и веток лучше не рисковать и экспериментами не заниматься.
Только в гомеопатии находится применение и ядовитой коре и веткам и корням белой акации. Из них готовятся препараты для лечения мигреней, гастритов с повышенной кислотностью желудка и язв желудка и двенадцатиперстной кишки. Токсичность коры, корней и семян белой акации связана с наличием в них токсальбумина, симптомы воздействия которого варьируются от аллергических реакций до рвоты, помутнения сознания и тяжелых нарушений работы дыхательной системы. Тяжелые отравления отмечались даже у лесорубов, заготавливающих древесину белой акации. Такие свойства древесины белой акации как прочность, твердость, стойкость к гниению использовались, в прошлом, в кораблестроении, изготовлении свай, шпал и телеграфных столбов. (В Соединенных Штатах, кстати, деревянные столбы из робинии до сих пор предпочитают железобетонным). Древесина белой акации применяется в столярном деле. Дубильные вещества из коры белой акации годятся для дубления кож, а желтый краситель, - для окраски шерстяных тканей, шелка и бумаги. И даже в кулинарии когда – то применялись соцветия белой акации. Их добавляли в джемы и выпечку и окрашивали ими тесто в желтый цвет.
Есть мнение, что именно белая акация вдохновила Пушкина на написание стихотворения Анчар. Настоящего анчара, дерева из семейства тутовых, Пушкин никогда не видел, и сведения о нем были в то время весьма расплывчаты и невнятны, а вот белую акацию - робинию во время своей ссылки на юг России он не мог не встретить, и, вполне возможно, что общался с людьми, пострадавшими от ее ядовитых «испарений».
|
|